Занятие
по познавательному развитию с элементами песочной терапии
в средней группе «Что такое осязание?»
Цель:
Задачи:
Оборудование: мяч, мягкие коврики, сундучок, песочницы, мелкие предметы и игрушки для обыгрывания построек, карандаши, лейки, "подарки" - стеклянные камушки.
Ребята, мы живём в удивительном мире. Этот мир наполнен различными звуками и запахами, яркими картинами и вкусными продуктами. Всё это мы можем ощутить благодаря нашим органам чувств. Основные чувства ― это зрение, обоняние, слух, осязание и вкус.
Сегодня я расскажу вам об осязании, то есть о том, что чувствует кожа. В коже есть множество чувствительных клеток — рецепторов. Благодаря этому, когда ты гладишь кошку, ты даже с закрытыми глазами ощущаешь, что она тёплая, пушистая, что она шевелится. С помощью осязания мы почувствуем, что лёд — холодный и скользкий, вода — жидкая, а камень — твёрдый и шероховатый.
Осязание помогает тебе почувствовать температуру предметов, к которым ты прикасаешься. Но ощущение тепла и холода относительно: предмет может показаться горячим, если ты потрогаешь его после того, как касался чего-то холодного. Потрогай лоб друга и попытайся запомнить своё ощущение. Потом подержи руку под струёй холодной воды и снова потрогай его лоб. Тебе покажется, что у друга поднялась температура!
В некоторых местах кожа очень чувствительная. Например, на кончиках пальцев. А на спине её чувствительность гораздо меньше.
Если бы твоя кожа не была такой чувствительной, ты мог бы порезаться, не заметив этого, или, прикоснувшись к электрической плите, не почувствовать ожога. Осязание, в первую очередь, служит для защиты. Но если ты нечаянно обожжёшь палец, подержи его пять минут под струёй холодной воды и спроси у взрослых, что делать дальше.
Как хорошо, что у нас есть это прекрасное чувство — осязание. Оно нам дано для здоровой жизни, познания нового и для добрых дел.
- Ребята, сегодня я хочу вам предложить отправиться в волшебную страну песка.
(Дети под музыку перемещаются к песочнице).
- Ах, так вот и она - песочная страна! (Делаю паузу во время эмоциональной реакции детей).
- Подойдите ближе к столам, а чтобы вам было удобно, одна пара встанет к одному столу, а другая - ко второму столу. (Дети занимают свои места).
Упражнение "Что спряталось в песке?" (развитие тактильной чувствительности)
- Посмотрите, что здесь? (Показываю рукой на песок).
- О, да это же песочек!
- Положите руки на песок. Что вы чувствуете: какой он на ощупь?
- Теплый, мягкий, сыпучий:
- Конечно, теплый. Давайте проведем по песку своими руками, дадим ему еще и частичку нашего тепла.
- А ещё вы почувствовали, что он мягкий. Посмотрите, как он легко меняет свою форму, когда мы играем с ним.
- Песок сыпучий. Когда мы берем его в руку, посмотрите, как он струится у нас между пальцами. (Во время исследования песка поощряю высказывания детей. Если дети говорят самостоятельно и развернуто, то я свои высказывания сворачиваю).
- А вот у: (имя ребенка) видно дно песочницы, и мне кажется, что эта голубая полоска похожа на ручеёк (или пруд, в зависимости от формы). А какие ещё водоемы вы знаете?
- Озера, реки, моря, океаны.
- А давайте попробуем сделать их. Раскопайте песок, доберитесь до дна песочницы. (Помогаю детям, показывая движения руки. Рука ставится ребром, пальчики плотно сжаты, движения четкие, не размашистые).
- Вы нашли реки, озера, а теперь найдите, что ещё спряталось в песке. (Дети откапывают и называют инструменты).
- Я нашел грабли.
- А как вы думаете, что граблями можно делать?
- Разравнивать землю, песок.
- Правильно. Вот теперь давайте разровняем наш песок. (Дети граблями разравнивают поверхность. Обращаю внимание детей на то, что разравнивать песок надо не только в середине, а со всех сторон и в уголках, чтобы не было бугорков и ямок).
- А теперь грабли положите к бортику, который находится дальше от вас, они нам еще понадобятся.
Игра "Отпечаток" (показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация)
- Ах, какой у вас ровный песочек! (Индивидуальная похвала детей). Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. (Тем детям, которые нажимают сильнее или слабее, предлагаю изменить силу нажима. Во время выполнения задания беру стакан с карандашами). Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?
- Птица, цветок, солнышко:
- Возьмите в руки карандаш и дорисуйте свои ладошки и назовите, что у вас получилось.
- Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко:
- А еще посмотрите, что получилось у вашего друга. (Дети рассматривают детализированные отпечатки рук. Я в это время беру лейку с водой).
Игра "Преображаем пустыню" (развитие мелкой моторики и воображения )
- Посмотрите, в песочной стране пошел дождик. (С помощью лейки смачиваю песок).
- Дождик тоже оставил на песке свои отпечатки. Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь?
- Песок стал холодный, мокрый, твердый.
- Как вы думаете, что можно сделать из мокрого песка?
- Можно построить горы, замки. (Во время ответов детей я хорошо проливаю некоторые участки песочницы, затем формирую из мокрого песка горки. Большинство демонстрационных действий провожу на территории песочницы наиболее неуверенного ребенка. После завершения своей работы спрашиваю - убрать ли мне свою постройку или подарить ему).
- А теперь каждая пара придумает свою историю про песочную страну. Сначала договоритесь, о чем будет ваша история, а потом подойдите к столу и выберите себе игрушки. (Дети договариваются между собой, как будут строить: в паре или по одному, определяют тематику и начинают самостоятельную работу).
Обсуждение
- Что это за страна получилась? - Далекая страна снов.
- Кто живет в вашей стране? - Разные динозавры.
- Всем ли им хорошо в этой стране? - В этой стране много фруктовых деревьев. Динозавры сытые и довольные бегают по полянке, у них много друзей. А еще к ним в гости приезжают дети со своими родителями.
Заключение
Молодцы, ребята, (индивидуальная похвала детей) вы сегодня много интересного построили в песочной стране. И, конечно же, песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам вот эти камни, которые помогают исполнять добрые желания. (Камни должны быть внешне необычными). Пусть каждый из вас возьмет его в руки и тихонечко, шепотом, загадает желание. И я думаю, рано или поздно оно обязательно исполнится. Спасибо вам. До свидания! |